Вехи истории

1940г. По Приказу Народного комиссариата авиационной промышленности СССР № 680 как опытная база по проектированию парашютно-десантной техники был создан Государственный Союзный завод № 468.
1955г. Приказом Министра авиационной промышленности заводу поручена разработка средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов.
1960г. Государственный союзный завод №468 был переименован в Агрегатный завод «Универсал», а позже – в федеральное государственное унитарное предприятие «Универсал».
1965г. МКПК «Универсал» (с 1960 г. – Агрегатный завод «Универсал») определен головным предприятием по созданию средств наземного обслуживания самолетов, вертолетов и разработке парашютно-десантной техники.
1992г. Зарегистрирован фирменный товарный знак.
2004г. МКПК «Универсал» включен в Перечень стратегических предприятий России (Указ Президента РФ № 1009).
2006г. МКПК «Универсал» определен головной организацией по средствам наземного обслуживания АТ: разработка, модернизация, авторский надзор за изготовлением, эксплуатацией и ремонтом СНО АТ – Решение МО РФ и Роспром от 18 июля 2006 г.
2008г. МКПК «Универсал» включен в Перечень предприятий оборонно-промышленного комплекса, подлежащих преобразованию и передаче ГК «РОСТЕХНОЛОГИИ» (Указ Президента РФ № 1052).
2008г. ФГУП «МКПК «Универсал» передано в качестве имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал ГК «РОСТЕХНОЛОГИИ» .
2009г. МКПК «Универсал» включено в состав холдинговой компании в области парашютных систем военного и гражданского назначения и комплектующих к ним, с головной организацией «НИИ парашютостроения» (Постановление Правительства от 21.11.2008г. № 873).
2011г. «МКПК «Универсал» включен в перечень предприятий, входящих в холдинг «ОАО «Авиационное оборудование» в соответствии с Приказом № 362 ГК «РОСТЕХНОЛОГИИ»
2011г. Предприятие включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (п.8.8 ; приказ Минпромторга России от 26.10.2011г.)
2012г. Предприятие входит в перечень стратегических организаций (п.172 распоряжение правительства РФ №101-р от 31.01.2012г.)
2013г. «МКПК “Универсал” реорганизовано в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал» на основании Распоряжений ТУ Росимущества в городе Москве №857 от 22.06.2011 г. и №1025 от 26.12.2013 г.
2014г. Предприятие входит в перечень стратегических организаций – Распоряжение Правительства РФ от 10.10.2014 №2020-р.
2014г. «МКПК «Универсал» включено в реестре организаций оборонно-промышленного комплекса Приказом Минпромторга от 22.04.2014 №758.
2015г. Решением единственного акционера от 20.04.2015 №9кп утвержден Устав Общества в новой редакции. В соответствии с Уставом Общество именуется Акционерное общество «Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал». Новая редакция Устава зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 08.07.2015.​

Ленинская премия СССР

1962 г. – за «Создание средств десантирования грузов с самолетов Ан-12».

Государственная премия СССР

1952г. за «Приспособление бомбардировщиков и пассажирских самолетов Ту-2, Ту-4, Ли-2, Ил-12Т для парашютных десантов».
1976г. за «Создание, внедрение в серийное производство и эксплуатацию комплекса средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов».
1978г. за «Разработку и внедрение в эксплуатацию парашютно-реактивной системы десантирования техники ПРСМ-915».

Вклад в историю

1977г. отработка системы мягкой посадки космического аппарата «Венера» на платформе П-7.
1987г. закончены автономные и комплексные испытания наземного комплекса для обслуживания орбитального самолета «Буран».
1991г. поставка средств обслуживания самолетов и вертолетов для их эксплуатации на палубе авианосца «Адмирал Флота Кузнецов».

Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов МО РФ

1957г. Государственные испытания первой универсальной наземной электрогидроустановки «ЭГУ».
1967г. Разработка первого комплекса СНО для самолетов Су-24. Создание автоматизированной контрольно-испытательной станции АКИПС для системы 200.
1967-76гг. Созданы комплексы СНО для самолетов МиГ-25, Су-17М, Ту-22М, Ил-76, Ан-124.
1973г. Государственные испытания «Универсальных подвижных аэродромных ремонтных средств УПАРС».
1980-90гг. Созданы комплексы СНО для самолетов МиГ-29, Су-25, Су-27.
1997г. Государственные испытания установки для беспрокруточной консервации авиационных двигателей.
2001г. Государственные испытания универсального самоходного податчика грузов УСПГ-1000 и модернизированной электрогидроустановки ЭГУ-50/210-131М.
2005г. Начата разработка средств наземного обслуживания для самолетов пятого поколения, в т.ч. гидроустановки УПГ-350.
Система менеджмента качеством разработки и производства средств наземного обслуживания ЛА сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001-2000, ГОСТ РВ 15. 002-2003 и соответствует стандартам серии СРПП ВТ. Производство продукции осуществляется по лицензиям Федерального агентства по промышленности на разработку военной техники №001910, №001911, №001912.

Наземная техника для гражданской авиации

Средства технического обслуживания ВС разработки МКПК «Универсал» предназначены для эксплуатации в различных климатических зонах, при повышенной влажности и температурах от + 50° до – 50° С.
1967-76 гг. Созданы комплексы СНО для самолетов: Ту-154, Ту-144, Ил-76, Ил-86, Як-40, Ан-124.
1980-90 гг. Созданы комплексы СНО для самолетов: Ил-114, Ил-96, Ту-204, Як-42.
2006г. МКПК «Универсал» определен головным предприятием по разработке средств наземного обслуживания и авторскому сопровождению эксплуатации и ремонта СНО.
2006г. Началось совместное сотрудничество с самолетостроительными корпорациями Airbus и Boeing по созданию СНО для ВС совместного и зарубежного производства, в т.ч. ближнемагистральных самолетов RRJ.

Средства обслуживания самолетов и вертолетов на авианесущих кораблях

МКПК «Универсал» разработаны и производятся «средства корабельного обслуживания специального применения», входящие в состав комплексов обслуживания авиации корабельного базирования.
Корабельные комплексы СНО включают унифицированные средства, обеспечивающие обслуживание нескольких типов ЛАК, и предназначены для эксплуатации при повышенной влажности, в условиях морского (соляного) тумана, бортовой качки и вертикальных перемещений, выдерживают вибрационные нагрузки от элементов конструкции корабля: передвижные гидроустановки, заправщики спецжидкостями, установки для консервации авиадвигателей, гидроподъемники, гидродомкраты, лестницы и стремянки, транспортировочные и монтажные тележки для авиадвигателей и подвесных топливных баков, приспособление для снятия колес, съемники шин механические и гидравлические, буксировочные и ручные водила, упорные колодки, швартовочные растяжки.
1991г. Закончены автономные испытания и поставка СНО для эксплуатации самолетов и вертолетов на палубе авианосца «Адмирал Флота Кузнецов».

Средства десантирования военной техники

1945-60гг. Парашютное десантирование воинских грузов и техники с внешних подвесок самолетов Ту-2, Ту-4, Ли-2, Ил-12Т.
1971г. Внедрение парашютно-реактивной бесплатформенной системы ПРСМ-915 для десантирования боевой машины БМД-1 в эксплуатацию.
1973г. Впервые в мире осуществлено десантирование на парашютной системе и платформе П-7 машины БМД-1 с двумя членами экипажа.
1976г. Осуществлено бесплатформенное десантирование на парашютно-реактивной системе ПРС-915 машины БМД-1 с двумя членами экипажа.
1967-79гг. Десантирование грузов массой до 21000 кг с самолетов Ан-22 и Ил-76.
1983г. Внедрена в эксплуатацию система десантирования грузов и техники (П-219) с предельно малых высот (3-7 м над землей).
1990г. Завершены Государственные испытания бесплатформенных средств десантирования БМД-3 с семью членами экипажа.
2003г. Заводские испытания «П260М» – средства десантирования самоходной противотанковой пушки «Спрут» массой до 20 т.
2005г. Модернизация средств десантирования для боевой машины БМД-4.
2006г. Модернизация парашютной платформы для десантирования а/м КАМАЗ по заказу ВДВ.
2006г. Модернизация и адаптация парашютной платформы П-16М для самолета С-130.